Каждая шина в процессе производства проходит 6 основных этапов, эволюционируя от сырьевой базы до высокотехнологичных шин с широким диапазоном типоразмеров.
Этап первый. Подготовка сырьяВ основе сырьевой базы лежит сочетание каучука синтетического и натурального происхождения, сажи и масла. Большая часть используемого каучука натурального происхождения – такой каучук вырабатывают из каучуковых деревьев, произрастающих в Малайзии и Индонезии.
Синтетические ингредиенты создаются в нефтепромышленности и, в зависимости от их характера и концентрации, делают шину экологически чистой либо небезопасной для окружающей среды. Наполнители каучуковой смеси занимают около трети от всего объема – сажа, придающая шине черный цвет, и масло – синтетическое или натуральное, в зависимости от производителя и технологий, реализованных в шине.
Также сырьевая база включает в себя ингредиенты, используемые для вулканизации, различные полимеры и другие вещества. В готовой шине резиновая смесь занимает около 80%, а остальное приходится на усиливающие и поддерживающие компоненты.
Этап второй. Изготовление резиновых смесей.Резиновая смесь разрабатывается для каждой конкретной шины или для ряда моделей. При производстве учитываются сезонные и функциональные особенности. Рецепты и технологии приготовления шин являются важным этапом разработки новой модели и играют одну из главных ролей в эксплуатационных качествах шины. Сырье на этом этапе смешивается в определенных пропорциях, добавляются дополнительные ингредиенты и материалы, после чего получившуюся массу нагревают до 120⁰С. Резиновая смесь становится единой и может переходить на следующие этапы работы.
Этап третий. Изготовление компонентов.В производстве одной шины задействованы разнообразные компоненты – корд, брекер, бортовые кольца – всего более 10. Для изготовления некоторых из них также необходима резина, прилегающая к стальным или текстильным элементам. Для обрезинивания компонентов используется базовая смесь или создаются специальные смеси. Большинство компонентов усиливают конструкцию шины, делая ее более надежной.
Этап четвертый. Сборка.После создания компонентов части будущей шины поступают на специальные станки для сборки. Отдельно собирается каркас, которому придают форму профиля, а затем в каркас интегрируется скомпонованный брекерный пакет. После сборки брекера и каркаса образуется заготовка шины, готовая к вулканизации.
Этап пятый. Вулканизация.Вулканизация формирует внешний вид шины, завершая изготовление модели. При помощи пара под высоким давлением диафрагма вулканизатора раздувается и прижимает заготовку к пресс-форме, сделанной из металла. Таким образом, на протектор наносится рисунок, и шина приобретает свой окончательный внешний вид.
Этап шестой. Контроль качества.После изготовления каждая шина проходит тщательный контроль качества, сначала – визуальный, а затем и более глубокий на специальном оборудовании. Визуальная проверка определяет наличие внешних дефектов или деформаций, а оборудование выявляет отклонения в форме шины, радиальное биение или неоднородность материалов. После тщательной проверки шину тестируют повторно и затем передают на склад для дальнейшей продажи.
Оценка износа шины «на глаз» не отличается точностью и может повлечь за собой неприятные или даже опасные последствия. В качестве альтернативы компания Nokian Tyres создала специальный индикатор износа шины DSI (Driving Safety Indicator). Такая система индикации позволяет определить степень износа в миллиметрах и своевременно сообщить о необходимости замены шины. Индикация DSI показывает остаточную глубину канавки протектора и степень безопасности шины на данный момент.
Вторая проблема износа зимних шин – «облысение» или выпадение шипов. Если шипы слабо закреплены или система ошиповки построена таким образом, что шипы постоянно перекрывают друг друга, качество сцепления шины будет стремительно снижаться. Чтобы поддерживать равномерное сцепление на всех колесах, разница в количестве шипов между шинами не должна превышать 25%. В противном случае шины могут стать небезопасными.
Чтобы продлить срок жизни шин, меняйте местами покрышки с задней и передней осей с одной на другую каждые 5000-10000 км. При регулярных заменах шины износятся равномернее, а разница в износе будет меньше и весь комплект прослужит Вам дольше.
Шины с маркировкой М+S рекомендуется «обкатать» перед активной эксплуатацией. Первые 500 км в этих шинах не стоит совершать резкие торможения и маневры. Период обкатки поможет прочно закрепить шипы в протекторе и тем самым продлит срок службы шины.
Давление воздуха всегда измеряется в холодных шинах и должно соответствовать указанному в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Следует измерять давление при уличной температуре – тогда показатели будут наиболее точными. Особенно важно придерживаться этого правила при большом различии между температурой на улице и в помещении, где происходит замер. Воздействие температуры на давлении шин легкового автомобиля составляет приблизительно 10 kPa (0.1 Бар) / 10 ˚C.
На точность измерения давления может влиять расположение шины с направленным протектором – стрелка боковины должна указывать на направление вращения. Убедитесь, что шины установлены верно перед измерением.
И шипованные, и фрикционные шины отличаются высоким качеством сцепления и износостойкостью. Подбирать тип шин стоит исходя из ваших потребностей и особенностей эксплуатации.
Несмотря на то, что за зиму под колесами Вашего автомобиля побывают самые разные покрытия, есть тип дорог, наиболее часто попадающийся на Вашем пути. Шипованные шины отлично подойдут для обледенелых дорог, мокрого льда и утрамбованного снега, а фрикционные хорошо показывают себя на заснеженных поверхностях, в том числе – на рыхлом снегу.
Фрикционные шины более тихие, особенно – при езде по городу.
Осенние и весенние дороги наиболее коварны и непредсказуемы – погода меняется по несколько раз в течение дня. Фрикционные шины возможно установить раньше шипованный, так что внезапные заморозки и капризы природы не застанут Вас врасплох.
Фрикционные шины не предназначены для всесезонного использования, если иное не рекомендовано производителем модели. Неравномерный износ, возникающий при постоянном использовании одного и того же комплекта, способен значительно снизить уровень безопасности шин в короткие сроки. Рекомендуется использовать отдельные комплекты летних и зимних шин.
Выражается внедрением в резиновую смесь многогранных кристаллов. Эти «микро-шипы» расположены практически в каждой точке протектора, они впиваются в заснеженные и обледенелые дороги и поддерживают отличные сцепляющие свойства шины даже при износе протектора.
Медвежий коготьСохраняет шипы в вертикальном положении, не дает шипам изгибаться или отклоняться при торможении и маневрах, усиливая сцепление с дорожным полотном тогда, когда это более всего необходимо.
Silent Groove DesignСпециальные полукруглые канавки для охлаждения шины и поглощения шума, защищающие резиновую смесь от износа.
Арамидные волокнаЗаимствованы из аэрокосмической и военной промышленностей, отличаются особой прочностью и устойчивостью к низким температурам. Арамидные волокна значительно увеличивают прочность и износостойкости шины, позволяя с легкостью переносить внешние удары и наезды на препятствия.