15.05.2019
Роботизированные пылесосы и газонокосилки уже стали реальностью, но можно ли применить ту же идею к 7-тонной машине, очищающей взлетно-посадочную полосу от снега? Чтобы продемонстрировать это, в марте 2019 года компании Valtra и Nokian Tyres вступили в партнерство с тремя другими финскими компаниями для совместного экспериментального проекта под названием «Runway Snowbot». Местом эксперимента был выбран самый северный аэропорт Европейского Союза.
Два «беспилотника» Valtra T254 Versu, оснащенные шинами Nokian Hakkapeliitta TRI, каждый из которых тянул подметальную машину Vammas шириной 4,5 м, самостоятельно очистили взлетно-посадочную полосу в аэропорту Ивало в финской Лапландии.
Стоит отметить, что компания Valtra уже несколько лет работает над тракторами с автоматическим управлением. Совместно с Nokian Tyres обе марки установили рекорд скорости для беспилотной уборки снега в 2018 году с автономной версией трактора T254 Versu, оснащенной шинами Nokian Hakkapeliitta TRI и технологиями, позволяющими навести снегоуборочную технику на полосу с точностью до сантиметра.
Как отмечают участники проекта, благодаря Nokian Hakkapeliitta TRI – первым в мире зимним шинам для тракторов – были достигнуты сцепление и точность, необходимые для безопасной эксплуатации трактора без водителя, равно как и минимальный износ покрытия взлетной полосы. «Без водителя, выполняющего инстинктивные корректировки рулевого управления и дроссельной заслонки, шины должны обеспечивать очень предсказуемое управление», - сказал Тони Сильфверберг, руководитель отдела продаж и маркетинга Nokian Heavy Tyres Ltd.
Примечательно, что и уборщик Valtra, и подметальная машина Vammas работали на возобновляемом дизельном топливе Neste MY, которое снижает выбросы парниковых газов почти на 90% по сравнению с обычным дизельным топливом, получаемым в процессе переработки ископаемой нефти.
Испытания, проведенные зимой 2018-2019 гг., оказались успешными для всех участвующих сторон. Хотя проект еще не полностью готов к коммерческой реализации, он прокладывает путь новому мышлению.
«Тракторы являются интересной альтернативой для небольших аэропортовых парков, где достаточна рабочая ширина 4,5 метра. Тракторы значительно дешевле по общей стоимости владения, чем грузовики, и гораздо более универсальны, поскольку их можно использовать для других задач, таких как снегоуборка или скашивание травы в летнее время», - комментирует Теро Сантаманнер, специалист по оборудованию машин авиакомпании Finavia.
Источник изображений: runwaysnowbot.com