Каждая машина с пробегом — это чья-то история. Часто с весьма закрученным сюжетом, но отнюдь не всегда со счастливым финалом. Если не хотите платить за чужие попытки сэкономить и надежды на авось, первым делом после покупки устройте своей машине тотальный чек-ап. Главный принцип здесь — не верить на слово прежнему владельцу, а самому пройтись по основным системам с холодной головой, а при необходимости — со спецоборудованием.
1. Диагностика электронных систем
Современные автомобили напичканы электроникой как космические корабли. Скрытые ошибки в блоках управления могут месяцами дремать, а затем выстрелить дорогостоящим ремонтом. Профессиональная диагностика поможет выявить проблемы с амортизаторами, рулевой рейкой, системой подачи топлива и другими ключевыми узлами, которые невозможно обнаружить при обычном осмотре.
Обязательно проверьте коды ошибок ABS, ESP и двигателя. Помните: погашенный «чек» еще не означает, что с машиной все в порядке. Ошибки могут «дремать» в системе месяцами и всплыть, когда вы меньше всего этого ждете.
2. Замена всех технических жидкостей
После покупки автомобиля вы не знаете наверняка, что и когда менял предыдущий владелец. Масло в двигателе и коробке, антифриз, тормозную жидкость и жидкость в гидроусилителе руля лучше заменить сразу. Это как поставить точку отсчета для будущего обслуживания. Качество слитых жидкостей даст полезную информацию: черное масло с металлической стружкой намекает на износ двигателя, а мутный антифриз — на проблемы в системе охлаждения.
3. Замена фильтров
Фильтры — своего рода легкие и почки автомобиля. Экономить на них вообще не стоит. Масляный фильтр всегда меняется вместе с маслом. Воздушный влияет на расход топлива и динамику. Салонный фильтр напрямую связан с вашим здоровьем: загрязненный превращает поездку в пытку для дыхательной системы. А топливный является залогом долговечной службы форсунок.
Хорошая новость в том, что аналоги достойного качества стоят на 40−60% дешевле оригиналов. Так что это тот самый случай, когда нет смысла гнаться за брендами.
4. Проверка тормозной системы
Здесь все просто: тормоза должны быть идеальными. Точка. Тормозная жидкость со временем теряет свойства, впитывая влагу, что снижает эффективность торможения. Продавец редко заморачивается этим перед продажей, поэтому рассчитывайте, что вас ждет хотя бы частичная замена «тормозухи». Параллельно проверяем колодки и диски: если толщина диска ушла наполовину, нужна замена. В случае с колодками допускается поставить аналоги проверенных производителей, а вот на качестве дисков лучше не экономить. Уж больно это рискованно.
5. Ревизия системы охлаждения движка
Худшее, что может случиться с вашим двигателем — перегрев. Один такой эпизод, и готовьтесь к капитальному ремонту (а это, возможно, даже не одна сотня тысяч рублей). Чтобы этого не допустить, держите систему охлаждения под контролем и регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости. Антифриз работает не только как «кондиционер» для мотора, но и как защита от ржавчины и коррозии.
Проверьте радиатор, патрубки, термостат и помпу — это ключевые узлы. Сам антифриз тоже может многое рассказать: если он мутный или с ржавым оттенком, значит в системе уже есть проблемы. И, наконец, главное правило: никогда не мешайте разные виды антифриза. Иначе получите густую кашу вместо жидкости и закупоренные каналы охлаждения.
6. Анализ состояния аккумуляторной батареи
Аккумулятор — сердце электроники. Срок его службы составляет в среднем 3−4 года, но суровые зимы или редкие поездки существенно сокращают этот интервал. В сервисе обязательно стоит проверить уровень заряда, плотность электролита, состояние клемм. Если аккумулятор старше года с даты выпуска, он уже частично теряет емкость.
Скупиться на аккумулятор не стоит: разница в 2 000 — 3 000 ₽ между брендами может стать решающей. Именно от выбора аккумулятора зависит, заведется ли ваша машина ранним морозным утром.
7. Диагностика системы зажигания
Свечи — верный индикатор «самочувствия» двигателя. Цвет нагара, неровный износ подскажут вам, что качество топлива и состояние цилиндров оставляют желать лучшего. Если прежний владелец не менял свечи годами, лучше сделать это сразу.
Свечи зажигания подбираются не по принципу «чем дороже тем лучше», а строго по параметрам, которые задает производитель двигателя: калильное число, размер резьбы, форма юбки. Ошибка в этом деле может стоить дорого. Постоянный нагар — еще цветочки, а вот ягодки начинаются, когда столкнешься с пробитым поршнем. Ремонт может обойтись в несколько десятков тысяч рублей.
А вот при выборе материалов электродов есть пространство для выбора: никель и медь дешевле, но менять их придется чаще, а вот иридиевые или платиновые свечи прослужат в 2−3 раза дольше. Так что на длинном треке такие варианты оказывается выгоднее.
8. Проверка системы газораспределения
Это один из самых критичных узлов. Обрыв ремня ГРМ чаще всего заканчивается встречей клапанов с поршнями. Итог — капитальный ремонт движка, из-за которого многим проще махнуть рукой и продать машину, чем чиниться. Если документы о замене отсутствуют, лучше не гадать, а сразу заменить ремень (и заодно ролики с помпой). Цепь долговечнее, но и она растягивается, особенно при плохом масле.
9. Диагностика ходовой и рулевого управления
Подвеска принимает на себя все удары дорожного покрытия, поэтому ее состояние напрямую влияет на безопасность и комфорт пассажиров. Во время вашего дебютного визита в сервис обязательно проверьте амортизаторы, стойки, шаровые опоры, сайлентблоки и рулевые наконечники.
Изношенные амортизаторы увеличивают тормозной путь на 15−20%, а неисправная подвеска приводит к неравномерному износу шин. На некоторых элементах можно немного сэкономить. Например, взять качественные аналоги для сайлентблоков или стоек стабилизатора — в худшем случае получите стуки и крены в поворотах. Но вот шаровые опоры и рулевые наконечники относятся к критичным деталям, поскольку их отказ означает потерю управления. С ними лучше не играть в лотерею и ставить оригинал или аналоги от проверенных брендов.
10. Проверка системы кондиционирования
Кондиционер требует регулярного обслуживания, но им, увы, часто пренебрегают. К примеру, недавно, когда я хотела записаться в сервис на плановую диагностику, мне прямым текстом сказали: «Да зачем вам это? Скоро все равно уже холодно». Не будьте как мастера из этого сервиса. Регулярно проверяйте уровень хладагента, состояние компрессора и чистоту радиатора кондиционера. Неприятный запах при включении — сигнал о необходимости антибактериальной обработки системы.
Заправка кондиционера с заменой фильтра-осушителя обойдется в среднем 3 000−5 000 ₽, что значительно дешевле ремонта компрессора. Регулярно меняйте салонный фильтр — он защищает не только ваши легкие, но и испаритель кондиционера.
11. Ревизия электрооборудования и освещения
Современный автомобиль потребляет электричества не меньше типовой хрущевки: подогревы сидений (а у некоторых и руля), мультимедиа, стеклоподъемники — список можно продолжать. У сервисменов следует обязательно проверить генератор: он должен выдавать стабильные 13,5−14,5 В. Точные значения зависят от модели авто и типа генератора, но в целом «золотой стандарт» именно такой.
Если показатели ниже, аккумулятор будет хронически недозаряжен. Еще хуже, если показатели выше — это означает перезаряд, который сокращает срок службы АКБ и может повредить электронику.
Также обязательно проверьте светотехнику. Даже одна перегоревшая лампочка может обернуться лишними тратами. В лучшем случае инспектор выпишет штраф, а в худшем неисправный сигнал приведет к ДТП. Поэтому при осмотре включите все режимы — ближний, дальний, аварийку, стопы, габариты — и убедитесь, что все работает исправно.
12. Контроль состояния шин и дисков
Шины — единственная точка контакта машины с асфальтом. По сути, вся мощность автомобиля, его тормоза и подвеска работают настолько хорошо, насколько позволяет резина. Стертый протектор удлиняет тормозной путь, «лысая» резина на мокрой дороге провоцирует аквапланирование, а грыжи и порезы могут закончиться разрывом покрышки прямо на скорости. А еще шины способны многое рассказать о состоянии машины. Например про:
- Проблемы с подвеской или развалом-схождением — на это намекает неравномерный износ.
- Манеру езды владельца — если протектор «съеден» по краям, значит, предыдущий владелец любил агрессивные повороты или ездил с недостаточным давлением. Если рисунок изношен по центру — колесо неоднократно перекачивали.
- Проблемы с балансировкой — вибрации в руле на скорости выше 80 км/ч и пятна неравномерного износа (обычно выглядят как «чашечки» или «ступеньки» на поверхности колеса) говорят о том, что колеса вовремя не балансировали.
- Историю ДТП — если развал после аварии сделан криво, резина будет изнашиваться «вкось».
- Халатное отношение к машине в целом — трещины на боковинах, «дубеющая» резина и старый DOT-код показывают, что владелец не заморачивался ни с хранением, ни со своевременной заменой.
На DOT-коде мы остановимся подробнее. Он указан на боковой стороне шины. Первые две цифры в коде означают производственную неделю года, в котором были произведены ваши шины. Следующие две цифры показывают, когда шина была изготовлена, например год.
Почему это важно? Резина старше 5−6 лет теряет эластичность и может лопнуть на ходу. Если вы выяснили, что это — как раз ваш случай, перестрахуйтесь и обновите «обувку». На шинах можно сэкономить, выбрав продукцию второго эшелона известных производителей. Это бренды, которые принадлежат крупным шинным концернам, но выпускаются под собственным именем и позиционируются как более доступные. Например:
- Michelin владеет брендами BFGoodrich и Kleber.
- Continental представлен брендами Uniroyal, Semperit, Barum, General Tire, Viking, Gislaved, Mabor, Matador и Sportiva.
- Goodyear имеет суббренды Dunlop, Fulda, Debica, Sava.
Качество при этом будет достойным, а цена в среднем на 30−40% ниже, чем у продукции премиальных брендов.
Вместо заключения
Готовьтесь к тому, что на первый чек-ап придется потратить в среднем 30 000 − 50 000 ₽ Согласны, сумма приличная, но относится к ней стоит не как к трате, а как к инвестиции. Взамен вы получаете безопасность и уверенность, что машина не подведет.
Стоит оно того или нет, решать, конечно, вам. Но помните: сегодня вы экономите на профилактике, а завтра стоите на обочине и гадаете, что обойдется дороже — эвакуатор или срочный ремонт.