IVANOR — новое имя сети шинных центров Vianor. Подробнее.
*Обязательные поля
?
*Обязательные поля

Шинная грамота

22.11.2019

Многие из нас давно научились разбираться в премудростях кодовых обозначений на товарах. Причем вне зависимости от того, идет ли речь о колбасе со множеством «Ешек» на этикетках, или кроссовках, материал изготовления которых также закодирован специальными символами. На шинах – свои символы, кстати, не менее важные для потребителя.

Большая часть из них расположена на боковинах, откуда и начнем наш экскурс. Конечно же, самая понятная и видимая для всех надпись – название бренда и модели. Причем выполненная на английском языке.

Если лет 20-30 назад можно было встретить шины с национальным шрифтом – вспомните «жигулевскую» БЛ-85, то сегодня производители подчиняются международным правилам. Впрочем, найти сегодня человека, не знающего латиницу, довольно сложно.

Ознакомившись с названием бренда и модели шины, автовладелец может получить о ней исчерпывающую информацию. Посмотреть в интернете потребительские отзывы, а заодно глянуть профессиональные шинные тесты. Только читать их нужно, четко зная, какой типоразмер стоит или будет стоять на вашем автомобиле. Дело в том, что одна и та же модель шин может вести себя по-разному на разных классах авто.

Типоразмер шины – первое и главное, на что нужно обращать внимание водителя. Обозначается он довольно просто - например, 215/50 ZR 17. Первая цифра – ширина шины по боковинам в миллиметрах, вторая - его высота в процентах от ширины. Символ “R” обозначает радиальную конструкцию каркаса, типичную для современных легковых шин. Если увидите “D” или «-» («тире») – конструкция диагональная, свойственная, как правило, грузовым шинам.

Нечастый символ Z, используемый на летних моделях, говорит о возможности использования шины на скоростях, превышающих 240 км/ч. Впрочем, об этом немного ниже. Наконец, последняя цифра не менее важная – посадочный диаметр обода в дюймах. Точно такой же диаметр должно иметь и колесо. Ни о каком «радиусе 17» не может быть и речи. Радиальная шина с посадочным диаметром в 17 дюймов, и только так!

Далее может следовать еще две буквы, чаще всего XL или Extra Load. Это свидетельство того, что шина обладает повышенной несущей способностью.

Однако традиционное обозначение максимальной нагрузки на колесо и скорости выглядит чуть иначе и обязательно присутствует на любой шине. В нашем случае это 95W. Цифра говорит о том, что шина выдержит нагрузку в 690 кг при максимальной расчетной скорости в 270 км/ч. Правда, стоит помнить, что такие скорости допустимы лишь на специализированных треках, а на дорогах общего пользования скоростной режим регламентируются ПДД.

Существуют таблицы индексов нагрузки и скорости. Минимальная нагрузка на шину в 45 кг обозначается цифрой 0, максимальная в 13600 кг – цифрой 199. Символ индекса скорости обозначен латинскими буквами от J до Y или от 100 до 300 км/ч. Как правило, индекс нагрузки для легковых шин лежит в пределах от 62 до 111. Меньшие или большие значения применимы в шинах для мототехники или грузовиков.

Индекс Допустимая нагрузка на шину, кг Индекс Допустимая нагрузка на шину, кг Индекс Допустимая нагрузка на шину, кг Индекс Допустимая нагрузка на шину, кг
0 45 50 190 100 800 150 3350
1 46,2 51 195 101 825 151 3450
2 47,5 52 200 102 850 152 3550
3 48,7 53 206 103 875 153 3650
4 50 54 212 104 900 154 3750
5 51,5 55 218 105 925 155 3875
6 53 56 224 106 950 156 4000
7 54,5 57 230 107 975 157 4125
8 56 58 236 108 1000 158 4250
9 58 59 243 109 1030 159 4375
10 60 60 250 110 1060 160 4500
11 61,5 61 257 111 1090 161 4625
12 63 62 265 112 1120 162 4750
13 65 63 272 113 1150 163 4875
14 67 64 280 114 1180 164 5000
15 69 65 290 115 1215 165 5150
16 71 66 300 116 1250 166 5300
17 73 67 307 117 1285 167 5450
18 75 68 315 118 1320 168 5600
19 77,5 69 325 119 1360 169 5800
20 80 70 335 120 1400 170 6000
21 82,5 71 345 121 1450 171 6150
22 85 72 355 122 1500 172 6300
23 87,5 73 365 123 1550 173 6500
24 90 74 375 124 1600 174 6700
25 92,5 75 387 125 1650 175 6900
26 95 76 400 126 1700 176 7100
27 97 77 412 127 1750 177 7300
28 100 78 425 128 1800 178 7500
29 103 79 437 129 1850 179 7750
30 106 80 450 130 1900 180 8000
31 109 81 462 131 1950 181 8250
32 112 82 475 132 2000 182 8500
33 115 83 487 133 2060 183 8750
34 118 84 500 134 2120 184 9000
35 121 85 515 135 2180 185 9250
36 125 86 530 136 2240 186 9500
37 128 87 545 137 2300 187 9750
38 132 88 560 138 2360 188 10000
39 136 89 580 139 2430 189 10300
40 140 90 600 140 2500 190 10600
41 145 91 615 141 2575 191 10900
42 150 92 630 142 2650 192 11200
43 155 93 650 143 2725 193 11500
44 160 94 670 144 2800 194 11800
45 165 95 690 145 2900 195 12150
46 170 96 710 146 3000 196 12500
47 175 97 730 147 3075 197 12850
48 180 98 750 148 3150 198 13200
49 185 99 775 149 3250 199 13600
 
Индекс скорости J K L M N P Q R S T U H V W Y
Скорость, км/ч 100 110 120 130 140 150 160 170 180 190 200 210 240 270 300

 

На шинах для кроссоверов и внедорожников может встретиться еще несколько букв: A/T (All Terrain) – универсальный тип протектора, M/T (Mud Terrain) – для бездорожья, H/T (Highway Terrain) – для твердого покрытия и H/P (High Performance) – шоссейные.

Обычные легковые шины таких надписей не имеют, но на всесезонных, что ныне редкость, или зимних шинах, скорее всего, будет обозначение All Seasons или M+S (Грязь плюс снег). Также на таких шинах может быть символ горной вершины и снежинки. Если они есть – шина адаптирована к эксплуатации в тяжелых зимних условиях. В отсутствие этих значков маркировка M+S говорит всего лишь о протекторе с хорошей проходимостью.

Львиная доля современных шин – бескамерные или Tubeless, что также можно прочесть на боковине. Или Tube – предупреждение для обязательной установки камеры.

Заодно стоит найти надпись Rotation и стрелочку направления вращения или Outside.

В первом случае шина будет направленной конструкции, и устанавливать ее можно только в одном положении: по направлению вращения. Во втором – шина асимметричная, ненаправленная. Главное – помнить, что маркировка Outside всегда должна быть на внешней стороне колеса.

Структура корда или каркаса шины также немаловажна. Если увидели надпись Tread Plies: 1Polyester + 2Steel +1 Nylon – это означает, что протектор содержит один слой полиэстерового корда, два стальных и один нейлоновый. Дополнительно может быть и Sidewall Plies: 1Polyester – боковина однослойная, полиэстеровая.

Ограничения по максимальному давлению и нагрузке также входят в перечень обязательных обозначений. Например, MAX.PRESS. 340 kPa, MAX.LOAD 690 kg. Естественно, накачивать шину до таких значений не стоит. Цифры правильного давления для вашего автомобиля указаны на стикере стойки водительской двери или в инструкции по эксплуатации.

Некоторые производители сообщают потребителю дополнительные данные о шине. Например, надпись TRACTION A означает, что модель хорошо «держит» мокрую дорогу. Могут быть варианты B и C, то есть «средне» и «посредственно». Аналогичный набор литер относится и к термостойкости, обозначаемой как TEMPERATURE.

Treadwear – показатель износостойкости, выраженный в процентах к условной «базовой» шине. У выбранной нами он равен 580. Чем эта цифра выше, тем лучше шина противостоит износу. Вместе с тем она будет жестче, что следует учитывать при выборе.

Наконец, на боковине, ближе к протектору, можно найти пирамидки, направленные вершинами вверх, либо маркировку TRW/TWI. Напротив этих символов на кромке шины или на самом протекторе находятся индикаторы износа. Как правило, они показывают оставшийся процент использования.

Появившиеся в последние годы шины с технологией RunFlat имеют особую маркировку: RF, RunFlat, FlatRun или RSC. На таких шинах можно проехать 50-150 км при полной потере давления. Более того, двигаться можно со скоростью до 80 км/ч.

Достаточно редко на боковине можно увидеть символ раскрытого зонтика. Такие шины особо адаптированы для езды в дождь. Их сопротивление аквапланированию выше, чем у обычных моделей. Альтернатива зонтику – маркировка Aqua, Water, Rain или сочетания этих или похожих слов.

RF или Reinforced – тоже определенная экзотика. Но если такой символ стоит после маркировки типоразмера – знайте, что шина особо прочная, с шестислойным кордом.

На современных легковых шинах почти не увидеть отдельного слова Steel, обозначающее присутствие металлокорда. Впрочем, без металла в конструкции все равно пока еще не обойтись, как в бортовом кольце, так и в брекере.

На рынке США принято обращать внимание на обозначение DOT – требования по безопасности, после которого идет ряд букв и цифр. В действительности важны последние четыре, но они есть не всегда. Это номер производственной недели и последние две цифры года выпуска шины.

Однако на шинах для Европы и России чаще всего «возрастное клеймо» ставится в отдельном месте, и его можно определить по отличному от основного шрифта. Кстати, для Европы важна литера Е в кружке. Такие шины одобрены Европейской Экономической Комиссией.

Все остальные надписи могут отличаться в зависимости от производителя и не имеют принципиального значения при выборе и покупке шин. Чаще всего они выполнены самым мелким шрифтом, дабы не отвлекать внимание конечного пользователя.

Источник: Кирилл Савченко