22.11.2019
Многие из нас давно научились разбираться в премудростях кодовых обозначений на товарах. Причем вне зависимости от того, идет ли речь о колбасе со множеством «Ешек» на этикетках, или кроссовках, материал изготовления которых также закодирован специальными символами. На шинах – свои символы, кстати, не менее важные для потребителя.
Большая часть из них расположена на боковинах, откуда и начнем наш экскурс. Конечно же, самая понятная и видимая для всех надпись – название бренда и модели. Причем выполненная на английском языке.
Если лет 20-30 назад можно было встретить шины с национальным шрифтом – вспомните «жигулевскую» БЛ-85, то сегодня производители подчиняются международным правилам. Впрочем, найти сегодня человека, не знающего латиницу, довольно сложно.
Ознакомившись с названием бренда и модели шины, автовладелец может получить о ней исчерпывающую информацию. Посмотреть в интернете потребительские отзывы, а заодно глянуть профессиональные шинные тесты. Только читать их нужно, четко зная, какой типоразмер стоит или будет стоять на вашем автомобиле. Дело в том, что одна и та же модель шин может вести себя по-разному на разных классах авто.
Типоразмер шины – первое и главное, на что нужно обращать внимание водителя. Обозначается он довольно просто - например, 215/50 ZR 17. Первая цифра – ширина шины по боковинам в миллиметрах, вторая - его высота в процентах от ширины. Символ “R” обозначает радиальную конструкцию каркаса, типичную для современных легковых шин. Если увидите “D” или «-» («тире») – конструкция диагональная, свойственная, как правило, грузовым шинам.
Нечастый символ Z, используемый на летних моделях, говорит о возможности использования шины на скоростях, превышающих 240 км/ч. Впрочем, об этом немного ниже. Наконец, последняя цифра не менее важная – посадочный диаметр обода в дюймах. Точно такой же диаметр должно иметь и колесо. Ни о каком «радиусе 17» не может быть и речи. Радиальная шина с посадочным диаметром в 17 дюймов, и только так!
Далее может следовать еще две буквы, чаще всего XL или Extra Load. Это свидетельство того, что шина обладает повышенной несущей способностью.
Однако традиционное обозначение максимальной нагрузки на колесо и скорости выглядит чуть иначе и обязательно присутствует на любой шине. В нашем случае это 95W. Цифра говорит о том, что шина выдержит нагрузку в 690 кг при максимальной расчетной скорости в 270 км/ч. Правда, стоит помнить, что такие скорости допустимы лишь на специализированных треках, а на дорогах общего пользования скоростной режим регламентируются ПДД.
Существуют таблицы индексов нагрузки и скорости. Минимальная нагрузка на шину в 45 кг обозначается цифрой 0, максимальная в 13600 кг – цифрой 199. Символ индекса скорости обозначен латинскими буквами от J до Y или от 100 до 300 км/ч. Как правило, индекс нагрузки для легковых шин лежит в пределах от 62 до 111. Меньшие или большие значения применимы в шинах для мототехники или грузовиков.
Индекс | Допустимая нагрузка на шину, кг | Индекс | Допустимая нагрузка на шину, кг | Индекс | Допустимая нагрузка на шину, кг | Индекс | Допустимая нагрузка на шину, кг |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 45 | 50 | 190 | 100 | 800 | 150 | 3350 |
1 | 46,2 | 51 | 195 | 101 | 825 | 151 | 3450 |
2 | 47,5 | 52 | 200 | 102 | 850 | 152 | 3550 |
3 | 48,7 | 53 | 206 | 103 | 875 | 153 | 3650 |
4 | 50 | 54 | 212 | 104 | 900 | 154 | 3750 |
5 | 51,5 | 55 | 218 | 105 | 925 | 155 | 3875 |
6 | 53 | 56 | 224 | 106 | 950 | 156 | 4000 |
7 | 54,5 | 57 | 230 | 107 | 975 | 157 | 4125 |
8 | 56 | 58 | 236 | 108 | 1000 | 158 | 4250 |
9 | 58 | 59 | 243 | 109 | 1030 | 159 | 4375 |
10 | 60 | 60 | 250 | 110 | 1060 | 160 | 4500 |
11 | 61,5 | 61 | 257 | 111 | 1090 | 161 | 4625 |
12 | 63 | 62 | 265 | 112 | 1120 | 162 | 4750 |
13 | 65 | 63 | 272 | 113 | 1150 | 163 | 4875 |
14 | 67 | 64 | 280 | 114 | 1180 | 164 | 5000 |
15 | 69 | 65 | 290 | 115 | 1215 | 165 | 5150 |
16 | 71 | 66 | 300 | 116 | 1250 | 166 | 5300 |
17 | 73 | 67 | 307 | 117 | 1285 | 167 | 5450 |
18 | 75 | 68 | 315 | 118 | 1320 | 168 | 5600 |
19 | 77,5 | 69 | 325 | 119 | 1360 | 169 | 5800 |
20 | 80 | 70 | 335 | 120 | 1400 | 170 | 6000 |
21 | 82,5 | 71 | 345 | 121 | 1450 | 171 | 6150 |
22 | 85 | 72 | 355 | 122 | 1500 | 172 | 6300 |
23 | 87,5 | 73 | 365 | 123 | 1550 | 173 | 6500 |
24 | 90 | 74 | 375 | 124 | 1600 | 174 | 6700 |
25 | 92,5 | 75 | 387 | 125 | 1650 | 175 | 6900 |
26 | 95 | 76 | 400 | 126 | 1700 | 176 | 7100 |
27 | 97 | 77 | 412 | 127 | 1750 | 177 | 7300 |
28 | 100 | 78 | 425 | 128 | 1800 | 178 | 7500 |
29 | 103 | 79 | 437 | 129 | 1850 | 179 | 7750 |
30 | 106 | 80 | 450 | 130 | 1900 | 180 | 8000 |
31 | 109 | 81 | 462 | 131 | 1950 | 181 | 8250 |
32 | 112 | 82 | 475 | 132 | 2000 | 182 | 8500 |
33 | 115 | 83 | 487 | 133 | 2060 | 183 | 8750 |
34 | 118 | 84 | 500 | 134 | 2120 | 184 | 9000 |
35 | 121 | 85 | 515 | 135 | 2180 | 185 | 9250 |
36 | 125 | 86 | 530 | 136 | 2240 | 186 | 9500 |
37 | 128 | 87 | 545 | 137 | 2300 | 187 | 9750 |
38 | 132 | 88 | 560 | 138 | 2360 | 188 | 10000 |
39 | 136 | 89 | 580 | 139 | 2430 | 189 | 10300 |
40 | 140 | 90 | 600 | 140 | 2500 | 190 | 10600 |
41 | 145 | 91 | 615 | 141 | 2575 | 191 | 10900 |
42 | 150 | 92 | 630 | 142 | 2650 | 192 | 11200 |
43 | 155 | 93 | 650 | 143 | 2725 | 193 | 11500 |
44 | 160 | 94 | 670 | 144 | 2800 | 194 | 11800 |
45 | 165 | 95 | 690 | 145 | 2900 | 195 | 12150 |
46 | 170 | 96 | 710 | 146 | 3000 | 196 | 12500 |
47 | 175 | 97 | 730 | 147 | 3075 | 197 | 12850 |
48 | 180 | 98 | 750 | 148 | 3150 | 198 | 13200 |
49 | 185 | 99 | 775 | 149 | 3250 | 199 | 13600 |
Индекс скорости | J | K | L | M | N | P | Q | R | S | T | U | H | V | W | Y |
Скорость, км/ч | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 | 210 | 240 | 270 | 300 |
На шинах для кроссоверов и внедорожников может встретиться еще несколько букв: A/T (All Terrain) – универсальный тип протектора, M/T (Mud Terrain) – для бездорожья, H/T (Highway Terrain) – для твердого покрытия и H/P (High Performance) – шоссейные.
Обычные легковые шины таких надписей не имеют, но на всесезонных, что ныне редкость, или зимних шинах, скорее всего, будет обозначение All Seasons или M+S (Грязь плюс снег). Также на таких шинах может быть символ горной вершины и снежинки. Если они есть – шина адаптирована к эксплуатации в тяжелых зимних условиях. В отсутствие этих значков маркировка M+S говорит всего лишь о протекторе с хорошей проходимостью.
Львиная доля современных шин – бескамерные или Tubeless, что также можно прочесть на боковине. Или Tube – предупреждение для обязательной установки камеры.
Заодно стоит найти надпись Rotation и стрелочку направления вращения или Outside.
В первом случае шина будет направленной конструкции, и устанавливать ее можно только в одном положении: по направлению вращения. Во втором – шина асимметричная, ненаправленная. Главное – помнить, что маркировка Outside всегда должна быть на внешней стороне колеса.
Структура корда или каркаса шины также немаловажна. Если увидели надпись Tread Plies: 1Polyester + 2Steel +1 Nylon – это означает, что протектор содержит один слой полиэстерового корда, два стальных и один нейлоновый. Дополнительно может быть и Sidewall Plies: 1Polyester – боковина однослойная, полиэстеровая.
Ограничения по максимальному давлению и нагрузке также входят в перечень обязательных обозначений. Например, MAX.PRESS. 340 kPa, MAX.LOAD 690 kg. Естественно, накачивать шину до таких значений не стоит. Цифры правильного давления для вашего автомобиля указаны на стикере стойки водительской двери или в инструкции по эксплуатации.
Некоторые производители сообщают потребителю дополнительные данные о шине. Например, надпись TRACTION A означает, что модель хорошо «держит» мокрую дорогу. Могут быть варианты B и C, то есть «средне» и «посредственно». Аналогичный набор литер относится и к термостойкости, обозначаемой как TEMPERATURE.
Treadwear – показатель износостойкости, выраженный в процентах к условной «базовой» шине. У выбранной нами он равен 580. Чем эта цифра выше, тем лучше шина противостоит износу. Вместе с тем она будет жестче, что следует учитывать при выборе.
Наконец, на боковине, ближе к протектору, можно найти пирамидки, направленные вершинами вверх, либо маркировку TRW/TWI. Напротив этих символов на кромке шины или на самом протекторе находятся индикаторы износа. Как правило, они показывают оставшийся процент использования.
Появившиеся в последние годы шины с технологией RunFlat имеют особую маркировку: RF, RunFlat, FlatRun или RSC. На таких шинах можно проехать 50-150 км при полной потере давления. Более того, двигаться можно со скоростью до 80 км/ч.
Достаточно редко на боковине можно увидеть символ раскрытого зонтика. Такие шины особо адаптированы для езды в дождь. Их сопротивление аквапланированию выше, чем у обычных моделей. Альтернатива зонтику – маркировка Aqua, Water, Rain или сочетания этих или похожих слов.
RF или Reinforced – тоже определенная экзотика. Но если такой символ стоит после маркировки типоразмера – знайте, что шина особо прочная, с шестислойным кордом.
На современных легковых шинах почти не увидеть отдельного слова Steel, обозначающее присутствие металлокорда. Впрочем, без металла в конструкции все равно пока еще не обойтись, как в бортовом кольце, так и в брекере.
На рынке США принято обращать внимание на обозначение DOT – требования по безопасности, после которого идет ряд букв и цифр. В действительности важны последние четыре, но они есть не всегда. Это номер производственной недели и последние две цифры года выпуска шины.
Однако на шинах для Европы и России чаще всего «возрастное клеймо» ставится в отдельном месте, и его можно определить по отличному от основного шрифта. Кстати, для Европы важна литера Е в кружке. Такие шины одобрены Европейской Экономической Комиссией.
Все остальные надписи могут отличаться в зависимости от производителя и не имеют принципиального значения при выборе и покупке шин. Чаще всего они выполнены самым мелким шрифтом, дабы не отвлекать внимание конечного пользователя.