IVANOR — новое имя сети шинных центров Vianor. Подробнее.
*Обязательные поля
?
*Обязательные поля

Зачем в шинах RFID-метки?

26.02.2019

В последнее время все больше производителей автомобильных шин дополняет их конструкцию пассивными радио-метками (RFID – Radio Frequency IDentification). Пока такие метки чаще всего можно встретить на шинах для коммерческого транспорта и спортивных автомобилей. В этом материале мы расскажем, зачем они нужны, и почему совсем скоро они будут и в ваших шинах.

Что такое RFID-метка

Технически, любая RFID-система включает в себя метку и считыватель. RFID-метка, она же тег или транспондер, состоит из двух основных компонентов. Это интегральная схема для хранения и обработки информации, и обработки радиочастотного сигнала, и антенна для приема и передачи сигнала.

Пассивные RFID-метки не имеют встроенного источника питания. При считывании сигнала в антенне индуцируется электрический ток. Его силы достаточно для питания кремниевого КМОП-чипа в микросхеме, и передачи ответного сигнала.

RFID-метка. Источник изображения: Michelin
 

По этому принципу построены, например, обычные карточки систем доступа и проездные билеты в общественном транспорте. RFID-метка очень компактна, и может быть с легкостью размещена в любой шине без ущерба для ее характеристик.

RFID-метка в шине. Источник изображения: Dunlop
 

Для использования в шинах используются хорошо защищенные от внешнего воздействия метки. Такая метка сохраняет функциональность при температуре от -60 до +250 градусов Цельсия, а заложенного в нее ресурса в приложении к шине легко хватит на полмиллиона километров пробега.

Использование RFID-меток при производстве шин

Сегодня некоторые автопроизводители, например, Mercedes-Benz, активно используют RFID-метки на автоматизированных сборочных линиях, для того, чтобы автоматика сама могла узнавать, какие детали относятся к какому автомобилю. Это позволяет обойтись без оптических считывателей штрихкодов, и вообще, заметно упрощать внутреннюю логистику. Применительно к производству шин, эксперты индустрии тоже говорят об очевидном потенциале RFID-меток. Внедренные в различное оборудование и компоненты самой шины метки позволят автоматике с легкостью собирать шину как конструктор, используя необходимые исходные комплектующие и инструментарий.

Отслеживание жизненного цикла шины при помощи RFID

Суть технологии – это установка RFID-меток в шину на этапе ее производства для полного отслеживания жизненного цикла – от производства до утилизации. В настоящее время RFID-метки в шины устанавливают компании Kumho, Michelin, GoodYear, Bridgestone и другие. Чаще всего речь идет о шинах для коммерческого транспорта.

Инструменты для полноценной работы с RFID-метками предусматривают обновление записанной информации. Источник изображения: Michelin
 

Используя мощные считыватели, можно считывать сразу большое количество шин, что позволяет еще на фабрике эффективно и быстро решать логистические задачи – сортировать шины по партиям, оптовым покупателям и так далее. В случае отгрузок OEM-шин на автозавод, возможна привязка конкретных шин к конкретному автомобилю. Таким образом, информация на RFID-метке пополняется всеми событиями, через которые проходит шина.

Маркировка RFID на боковине шины. Источник изображения: GoodYear
 

В дальнейшем историю каждой шины можно отслеживать – контролируя, например, ее срок службы. Внесенная при производстве шины информация на метке также позволяет проследить полный путь, который прошла шина – кто и когда ее произвел, для какого рынка, для какого клиента и так далее.

Экран приложения Michelin Tire Care для контроля автопарка при помощи RFID-меток. Источник изображения: Michelin
 

Предполагается, что в дальнейшем при помощи RFID-меток шины смогут передавать информацию о всех проводимых шиномонтажных операциях, давлении, и даже остаточной глубине протектора.

RFID-метки в шинах для автогонок

Последние пять лет RFID-метки активно применяются в автоспорте – как в ралли, так и в кольцевых автогонках различных классов. Это позволяет отслеживать всю историю шины от производства до конкретного события, вести автоматический учет количества используемых шин на один автомобиль в соответствии с правилами FIA.

Например, если раньше маршалам гонки «24 часа Ле-Мана» приходилось при каждом пит-стопе считывать штрих-коды на шинах вручную, то теперь эта процедура стала автоматической. Установленные на выезде с пит-лейна считыватели позволяют получать информацию о шинах на скорости в 60 км/ч. Информация передается на сервер, а ее часть, касающаяся типа применяемой шины, становится доступна зрителям прямой трансляции.

Считывание метки при помощи ручного считывателя на финише СУ этапа Чемпионата мира по ралли WRC. Фото: Артем Ачкасов
 

Судьи гонок раллийного чемпионата WRC также высоко оценили нововведение – использование портативных ручных RFID-сканеров позволяет получать информацию о шинах независимо от состояния и чистоты штрихкода на боковине.

Можно спрогнозировать, что в дальнейшем применение RFID-меток в автоспорте будет только расширяться.

Применение RFID-меток в шинах в России

28 апреля 2018 года Правительство РФ утвердило перечень из десяти групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Делается это для борьбы с контрафактной продукцией. В список вошли: табачная продукция, духи и туалетная вода, различные предметы одежды и белья, обувные товары, фотокамеры, шины и покрышки.

Распоряжение правительства не указывает конкретный способ идентификации, но очевидно, что в случае с автомобильными шинами наиболее оптимальным способом станут RFID-метки, так как их можно считывать «оптом» на значительном расстоянии от шины. Внедренные в шину метки невозможно подделать или заменить, также они выдерживают эксплуатацию в условиях агрессивного воздействия окружающей среды.

Подобная метка под названием TireTag уже разработана компанией «РСТ-Инвент» совместным предприятием ОАО «Роснано» и АО «Группа Систематика». Внедрение метки возможно как на этапе производства шины, так и уже в готовую продукцию. Это не единственное решение, реализованное в России – так, ранее компания «Татнефть» сообщила о своих планах оснащать все цельнометаллокордные шины марки КАМА высокотемпературными UHF RFID-датчиками на базе китайских чипов Mesnac.

Тотальное внедрение RFID-маркировки шин в России не за горами. В период с 1 марта по 30 ноября в России будет проведен эксперимент, в рамках которого предполагается тестирование системы RFID-маркировки продаваемых в России шин. В указанный период участие производителей и импортеров будет добровольным, но с 1 декабря 2019 года все продаваемые в России шины должны будут в обязательном порядке иметь необходимую маркировку.

В правительстве полагают, что такие меры помогут эффективно бороться с контрафактной продукцией. Подлинность шин покупатель сможет проверить самостоятельно, при помощи мобильного приложения «Честный знак».

Источник: Артём Ачкасов